ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ
РЕБЕНКА
С самого детства ребенок слышит фразы: «не шуми», «не отнимай», «не перебивай», «не трогай чужое», поэтому четко усваивает, что не стоит нарушать границы другого человека
Но когда дело доходит до нарушения личных границ ребенка, он почему-то впадает в ступор и не сопротивляется… Оказывается, что он не осознает свои личные границы и не умеет их отстаивать!
Сначала мы растим удобных детей, а потом удивляемся, почему он себя не защищает? Да, придется взять волю в кулак… И начать воспитывать «неудобного» ребенка…

Личные границы — это всё, что относится к «Я» и «МОЁ»


Если ребенок говорит «НЕТ», «МНЕ НЕ НРАВИТСЯ», «МНЕ НЕКОМФОРТНО», «Я НЕ ХОЧУ» — следует спокойно принимать отказ, так как это учит его не бояться говорить «нет» другим людям без чувства вины и уважать отказы других людей.
Предметные личные границы — личные вещи ребенка
🚫Ошибки: учить ребенка делиться всегда, всем и со всеми/ заставлять делиться своими вещами/ брать вещи ребенка без разрешения

Можно учить ребенка тому, что делиться чем-то иногда — это очень даже приятно. Но при этом давать ему свободу выбора: ребенок сам решает, хочет он делиться или нет. Это должно исходить из истинного его желания. Даже если вам кажется, что он растет жадиной. Прививать щедрость можно через воспитание ценностей.

Важно спрашивать у ребенка: можно ли взять/ выбросить/ дать кому-то его вещь. Многие родители этим пренебрегают, а зря. Я до сих пор помню, как папа без разрешения дарил мои игрушки нашим гостям. Особенно обидно за настоящий дорогущий синтезатор, судьбу которого я не знаю до сих пор… А мне ведь уже 26 лет!
Телесные личные границы — прикосновения, ощущения
🚫Ошибки: игнорировать жалобы на жару или холод/ заставлять обнимать и целовать кого-то/ заставлять есть нелюбимую еду (или скармливать обманным путем)/ физические наказания/ целовать ребенка в губы/ обнимать и целовать против воли/ хватать/ мыть взрослых детей

Уважение границ тела ребенка — важнейший фактор для адекватного развития ребенка. Хотите прикоснуться к ребенку — спросите разрешение или отреагируйте с пониманием на его «отпирания». Если он не хочет нежностей, он имеет на это право.

Не стоит заставлять ребенка доедать до конца/ есть, когда он не хочет/ есть нелюбимую еду, ведь это может привести либо к РПП, либо к тому, что блюдо станет триггером и будет вызывать отвращение или аллергию
Территориальные личные границы — пространство, где ребенок сам устанавливает правила, без родительской критики и ограничений
🚫Ошибки: заставлять убираться, заходя в комнату и выбрасывая вещи из шкафов, со стола/ убираться в комнате, пока ребенка нет дома/ заходить без стука/ делать перестановку как хочется родителю, а не ребенку

У ребенка должно быть личное пространство, в котором он сможет самовыражаться, проявлять все свои эмоции и чувствовать себя безопасно

Даже если вам кажется, что у ребенка в комнате полнейший хаос, важно собрать волю в кулак и смириться с этим... Десяток потерянных вещей, парочка «маааам, а почему у меня блузка не постирана, мне в чем завтра идти», сотня «апчхи» от слоя пыли... И по малейшим крупицам создается та самая вымученная «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ».
Эмоциональные личные границы
🚫Ошибки: запрещать плакать или злиться/ игнорировать эмоции/ кричать, когда ребенок плачет/ ждать, пока он «сам успокоится»/ стыдить за эмоции

Важно осознать, что ребенок имеет право на проявление любых эмоций. Что вы будете чувствовать, когда вам дадут реакцию из «ошибок», когда вы плачете или злитесь? Приятного мало… Ребенка стоит научить распознавать свои и чувства и экологично проживать их, а не подавлять
Право на мнение и самостоятельность
🚫Ошибки: «да много ты понимаешь?» / «будет так, как я сказала» / «давай мама сама сделает» / не давать выбор/ не слушать мнение/ закрывать ребенку рот, не дав договорить/ обесценивать идеи

Ребенку важно понимать, что он может выбирать сам (без манипуляций), может предлагать классные идеи, может сделать что-то самостоятельно (без страха критики), может выразить свое мнение (без страха осуждения).

Подарите ему возможность для этого: предлагайте выбор, спрашивайте мнение, прислушивайтесь к ребенку, обсуждайте с ним важные семейные вопросы
«Ага! Я научу ребенка личным границам, а он перестанет и уроки делать, и за собой убирать...
Да и вообще от рук отобьется!»

ВАЖНО ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ЛИЧНЫМ ГРАНИЦАМ В СВЯЗКЕ С ОБЯЗАННОСТЯМИ


Коротко: стоит объяснить, что есть личные границы, а есть Обязанности. «Да, ты можешь не убираться в своей комнате, так как это твоё личное пространство, но убираться на кухне ты обязан, так как мы должны поддерживать чистоту в общих местах дома».

А еще чтобы научить ребенка самостоятельности, нужно ему дать свободу............ в выполнении своих обязанностей))) Отныне он сам может нести ответственность за свою территорию, за свои вещи, за свое мнение и т.д. и т.п.

Поэтому если территория вашего ребенка похожа на склад забытых вещей, выдыхайте... Теперь это его ответственность. Если ваш ребенок не положил рубашку в корзину для белья и приходит с претензией, теперь это его ответственность... Если ребенок не помыл за собой свою любимую чашку и ему не из чего пить, его ответственнооость...

P.S. Тревожные родители, я с вами! Выдыхаем...)))
Автор: Сатосова Юлия
ДРУГИЕ СТАТЬИ